Еврейские Праздники
Израильский Новый год
Вы любите Новый год и не желаете ждать конца декабря, чтобы устроить праздник? Отправившись в Израиль, Вы сможете вполне законно сделать это ещё в начале сентября! Именно это время, когда у нас только начинается осень, совпадает с Тишреем в еврейском государстве, в период которого и отмечается Рош ха-Шана, важнейший день в представлении израильтян, ведь именно в этот день Бог появился на Земле. Новый год в Израиле, тем не менее, не празднуется помпезно и богато – для людей это время молитв и внутренней концентрации. Строго соблюдаются традиции, совершаются обряды. Обязательно готовятся яблоки с мёдом, рыба, гранат - блюда, являющиеся символами надежды, перед принятием которых необходимо помолиться. Новый год в Израиле творит волшебную атмосферу и приятно преображает картину, открывающуюся глазу, - Вы увидите практически на каждой двери чудный венок с четырьмя свечами, где каждая из них носит символический характер, а жители с радостью поведают Вам их историю. А она такова: первая свеча – свет, который Иисус Христос принёс на Землю своим появлением, поэтому её зажигают, прежде всего, за четыре недели до Рождества. В каждое последующее воскресенье загорается ещё одна свеча, и в праздник на двери красуется венок с четырьмя огоньками, освящающий дом и защищающий его от бед и злоключений. Людям, попавшим в Израиль в канун Нового года, невероятно повезло – у них есть уникальная возможность увидеть столицу, Тель-Авив, города вроде Эйлата или Хайфы во всём их праздничном убранстве. Так что, Новый год в Израиле – время волшебства и религиозного таинства, традиционный праздник, обещающий открыть Вам страну и культуру с разных сторон.
Праздник Шаббат
Ахад Ха-Арн, еврейский писатель, написавший «Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев», вполне справедливо отметил роль этого праздника. Шаббат, «Божий дар», является поводом для соединения с ближними, дающим возможность насладиться пищей, как материальной, так и духовной. Праздноваться может дома, в кругу родственников либо в общине, среди друзей. Известно, что совместное занятие объединяет, а когда речь идёт о передаче, сохранении и развитии традиций, то тут еврейские семьи особенно преуспели, укрепив родственные связи и укоренив уважительное отношение к обычаям предков. Стоит также вспомнить, что о Шаббате упоминается в десяти заповедях, и именно в этот день можно обратиться к Богу, и что делает этот праздник наиболее значимым в жизни евреев. В современном мире люди то и дело куда-то бегут, торопятся и опаздывают, а этот день отдыха каждую неделю, данный самим Богом, - уникальная возможность на минуту остановиться и вспомнить о таких вечных ценностях, как семья, вера и духовная жизнь.
Празднование Шаббата, начинающегося в пятницу, корнями традиций, необходимых к соблюдению, уводит к истокам, древним временам. Так, накануне люди зажигают и благословляют две свечи – символы Божьего света и сознания, благословляют также и вино – символ сладости, приятности жизни, хала и яичный хлеб, приготовленный именно к Шаббату. Когда-то люди, материальное положение которых было далеко даже от среднего уровня, выбиваясь из сил, экономили и копили всю неделю, лишь бы позволить себе отдать дань уважения обычаям предков и как следует отпраздновать этот важный день. Удивительны и кулинарные традиции, соблюдаемые в преддверие Шаббата: готовили курицу как основное блюдо, дополняя стол куриным супом и оригинальной запеканкой «шолент», имеющей свою древнюю историю и особенности выпекания. Так, её делают всю ночь накануне праздника, ибо готовить в этот день нельзя, подают тёплой и считают очень важной, полезной едой, особенно если вспомнить, что состоит шолент из картофеля, фасоли, лука и небольшого количества мяса. Между прочим, настолько важной, что раньше, когда не у каждой хозяйки в доме была духовка, лишь бы сделать эту запеканку, тесто с начинкой относили к общинному пекарю, забирая наутро готовым, торопясь домой, радовать семью.
Праздник Песах
Восьмой день весны у евреев – день избавления еврейского народа от египетского рабства, также это день великого праздника Еврейской Пасхи. «Седер» или тайной вечерей называют первый вечер Пасхи. В этот вечер принято подавать ритуальные блюда. Детям отводится значимая роль. Они познают историю и значение предлагаемых символичных блюд.
Еврейская пасха это фактически два древних сельскохозяйственных праздника (Песах и Маца), обьединенных в одно целое. Песах начали отмечать со времен, когда Моисей вел своих людей по пустыне. Впоследствии этот праздник стали называть седер. Маца появился позже, после того, как евреи освоили земледелие. В день Песах евреи приглашают в свои дома всех друзей и членов общины.
В период Исхода евреи бежали в спешке, и у них не было возможности ждать, когда поднимется дрожжевое тесто, по этой причине они пекли пресный хлеб прямо у себя на спинах, когда бежали от фараона. Маца, т.е. пресный хлеб, как раз и напоминает об этом тяжелом периоде их истории. Всю пасхальную неделю иудеи не подают на стол блюда из дрожжевого теста, риса, бобовых. В эти дни дрожжевые продукты даже выносят из дома. В Сефардии соблюдают те же традиции, но из-за средиземноморского происхождения блюда их несколько отличаются.
Обычно седер – включает в себя два пасхальных вечера. Второй вечер седер лучше провести в синагоге, где может собраться вся община. Песах у женщин становится все значимие, ведь женщины могут собраться вместе и вспомнить свою немалую роль в спасении евреев.
Праздник Рош Хашана
Рош Хашана традиционно считается годовщиной творения, другими словами, это день рождения всего человечества, т.е. Новый год. Рош Хашана предоставляет нам возможность встретиться со своими родными, оценить свою духовность. Всегда приятно встретить Новый год в кругу родных и близких. В Книге Жизни записано все, что когда-либо делал каждый человек. Все поступки людей в день Рош Хашана рассматриваются на небесах, судятся и хорошие и плохие поступки за ушедший год, дается им оценка, что перевесит. На Йом Кипур сказано, кто будет жить, а кто умрет, но суровые решения Судей смягчат раскаяние, молитва и благотворительность. Глубоко символичны пожелания на Рош Хашана « Пусть тебе подарят хороший год».
Традиционно на Рош Хашана едят яблоки , как символ плодородия и что бы год был «сладким» их едят с медом. Чалах круглой формы, подаваемый на стол на Рош Хашана
символизирует бесконечность жизни.
Праздник Йом Кипур
Священный день Йом Кипур не просто праздник, а самый торжественный праздник, которым оканчивается десять дней покаяния, начавшиеся с Рош Хашана. За все эти десять дней евреи должны вспомнить о своих поступках и обдумать их, дать им свою оценку. Сказано, что вы не будете прощены до тех пор, пока за вас не попросят те, кого вы обидели или кому причинили боль. В эти дни в синагогах полно молящихся.. Все молятся об отпущении грехов, которые совершили осознанно или « по незнанию». Йом Кипур очень важный праздник для всех евреев, тех, кто соблюдает традиции и для тех , кто или редко или совсем не чтит традиции. Йом Кипур – обязательно день поста. В Йом Кипур не едят и даже не готовят еду. Звуком горна из рога барана, шофара, заканчивается день молитв и после двадцатичетырехчасового поста евреи вкушают сладости, символизируя сладкое начало будущего года.
Священный еврейский праздник Ханука
Ханука – оригинальный и запоминающийся праздник, посвященный повторному освящению. Данное событие празднуется в декабре, а торжества длятся ровно восемь дней. Знаменательным событием эти дни стали, благодаря освящению Второго Храма, которое произошло 165 году до нашей эры. В то время небольшая группа евреев сумела освободиться от гнета сирийских оккупантов, стремившихся к уничтожению иудаизма, вследствие чего все евреи должны были стать эллинистами. Ханука имеет необычайную важность по причине победы евреев в этот день, их успех в завоевании права на свободу выбора религии, распространяющегося на всех людей. После того, как была достигнута желанная и долгожданная победа, победители были в первую очередь озабочены очисткой святого храма, а также повторным освящением алтаря, без которого продолжение ежедневных служб было попросту невозможным. Несмотря на то, что описанный ниже факт может не соответствовать реальным событиям, он является довольно интересным. Когда евреи занимались очищением храма, в их распоряжении была лишь одна бутылка масла, которая предназначалась для розжига священного вечного огня. То, что произошло, можно назвать настоящим чудом. Огонь прогорел ровно восемь дней, совершенно не требуя дозаправки. За это время евреи приготовили новое масло для своего вечного огня. Именно поэтому празднования священного праздника Ханука длятся в течение восьми дней. Процесс проведения праздника проходит следующим образом. Огонь разжигается в специально приспособленной меноре с восьмью чашами. В первый день зажигается одна свеча, во второй – следующая. Как правило, Ханука справляется в теплой и уютной домашней атмосфере. Дружные семьи освящают и зажигают праздничные свечки, готовят пищу на масле, и наслаждаются ее употреблением в семейном кругу. В этот замечательный день принято дарить подарки, петь песни и веселиться от души. Несмотря на некую схожесть с Рождеством, Ханука у евреев таковым не является.
Йом ха-Шоа
Йом ха-Шоа стал отмечаться евреями сравнительно недавно. Данный праздник отмечается ежегодно в начале мая, и знаменует собой довольно печальное событие. Йом ха-Шоа связан со смертью шести миллионов евреев, произошедшей в Европе в 1933-1945 годах, в результате действия нацистского режима, установленного Адольфом Гитлером. За те ужасные годы погибло около трети всех евреев, живущих на планете. Евреи отмечают Йом ха-Шоа, читая молитвы за души умерших, вспоминая потерянных близких и зажигая в их память священные свечи. Йом ха-Шоа создан для того, чтобы люди не забывали о тех страшных событиях, и молились за то, чтобы подобное никогда не повторилось.
Йом Хаацмаут – своеобразный день рождения Израиля
Происхождение праздника Йом Хаацмаут связано со следующими событиями. Во времена холокоста произошло жестокое уничтожение евреев, после чего все человечество думало, что нация уже никогда не восстановит свои силы. Несмотря ни на что, в мае 1948 года, спустя три года после окончания страшнейшей мировой войны, наконец-то сбылось то, о чем люди мечтали в течение двух тысяч лет, скитаясь и ища пристанища в чужих странах. В 1948 году произошло событие, которому посвящен Йом Хаацмаут – возрождение еврейского государства, именуемого Израилем. Йом Хаацмаут стал олицетворять день рождения этой страны. Праздник Йом Хаацмаут схож с американским Днем Независимости.
Праздник Лаг Ба омер
Лаг Ба омер - праздник, происхождение которого связано с временами существования Иерусалимского храма. В этот день необходимо посетить храм и отдать дань, преподнести омер зерна или сноп, так как в переводе с иврита «омер» - это сноп.
Семь недель между Пасхой и Шавиотом, являются временем скорби. Этому явлению есть несколько разных объяснений. За легендой, праздник Лаг Ба омер совпадает с датой смерти праведника рабби Шимона Пар-Йохайя, который перед смертью просил не оплакивать его, а веселится. Также в придании говорится, что Лаг Ба омер отмечают в честь прекращения страшной эпидемии чумы.
Лаг Ба омер официально считается праздником открытия сезона пикников. Это шумный и веселый праздник, который проводится ежегодно 11 мая. Люди собираются на площадях, в парках, танцуют, веселятся, жарят шашлык, готовят различные блюда для пикников. Люди готовят бутерброды, закуски, пекут кексы, угощают друг друга.
Первая стрижки ребенка – мальчика происходит в возрасте трех лет именно на праздник Лаг Ба омер.
Праздник Шавуот
Шавуот, праздник, который отмечает еврейский народ летом, на честь принесения в дар Торы, давшего свободу народу при схождении с Египта. В день Шавуот также отмечают начала нового сельскохозяйственного сезона. Он завершает весенние праздники, в этот день подсчитываются собранные урожаи ячменя, собираются в омеры, которые приносят к храму на второй день Пасхи.
Верующие люди в это день идут в синагогу, там выносят Тору и зачитывают, как она бала подарена людям. Синагогу в праздник Шавуот украшают зеленью. В этот день принято употреблять молочную и мучную пищу. Это связано с тем, что евреи, вернувшись с горы Синай, употребляли именно такую еду.
В Шавуот читают книгу Руфи, об одной девушке, которая не была еврейкой, благодаря которой начался род царя Давида. Эта книга посвящена празднику урожая.
Праздник Симхат Тора
Празднование дня Симхат Тора связано с закачиванием чтения годового цикла Торы. Прочитывают последнюю главу. Но чтобы показать непрерывность Торы, сразу, же начинают читать ее сначала. На Симхат Тору приглашают читать всех мужчин, от детей к пожилым.
Симхат Тора является одним из самых шумных и веселых праздников в году.
В этот праздник принято в пищу употреблять только круглые продукты, что символизирует вечный круговорот, конец есть началом чего - то нового. Также круглая форма была защитой от нечисти, так, как злые духи не могут попасть в замкнутый круг.
В наше время, празднуя Симхат Тору, на площадь выносят Израильский флаг, украшенный яблоками.
Праздник Пурим
Библейская Книга Эсфири очень важна для евреев. Здесь отражен Пурим, как самый активный и оживленный. В день празднования Пурим у евреев поощряется питье алкогольных напитков. Еврейский народ долго скитался по обетованным землям. Эти события, происходившие в Древней Персии, скрыты в глубине веков, но они настолько важны для еврейского народа, что были отмечены в Библии. Окончание этих гонений посвящено Пурим. На улицах проходят костюмированные празднества, везде читают Книгу Эсфири, сопровождая радостным криком и смехом. В Пурим едят треугольное твердое печенье с начинкой - ха-манташи.
Праздник Сукот
Еврейский народ очень трепетно относится к природе и миру, он чтит традиции, помнит о тяжелых временах, когда израильский народ скитался по пустыне, везде ища Божью заботу. Эта забота помогла им попасть на обетованную землю аж через сорок лет. Именно этим событиям посвящен праздник Сукот. Он равносилен американскому празднику - День Благодарения. На протяжении нескольких веков евреи благодарят Бога за чудесные дары и за урожай.
Сукот начинается с создания Сукка, который представляет собой временное дерево в саду или любой открытой площади. Сукот длиться восемь дней, в это время люди окружены близкими людьми и вкусной пищей. Кроме этого, люди украшают Сукка красивыми стеблями кукурузы и тыквами, используют детские рисунки. Пальмовая ветвь, ветка мирта, этгора и ивы – все это талисманы Сукот. Эти символы даровали людям дождь, они соответствуют органам человеческого тела: позвоночник – пальма, глаза – ива, губы – мирт и сердце - этрог.
Праздник Ту Бишват
Один из еврейских праздников – это праздник День Древонасаждения, по-еврейски Ту Бишват. В этот день люди сажают деревья, его еще называют новым годом деревьев. Ту Бишват начинает свою историю глубоко в древности. Относится к весенним сельскохозяйственным традициям. С праздником Ту Бишват связано много обычаев, и один из них, который дошел до наших времен, заключается в следующем – в этот день люди должны попробовать не меньше пятнадцати различных фруктов. На стол во время праздника Ту Бишват хозяева дома ставят большое количество сушеных, свежих, печеных фруктов. Число пятнадцать связано с пятнадцатым днем месяца Шеват.